Виртуальное мошенничество с банковскими картами

банковская карта

Мир финансов эволюционирует и переходит в диджитал, а вместе с ним развиваются и мошеннические технологии. Если раньше, чтобы ограбить банк или персональный счет человека нужно было лично заявиться в финучреждение, то сейчас присутствие не нужно. Более того, мошенники самостоятельно выходят на контакт с потенциальной жертвой. Еще пятьдесят лет назад личность преступника могла быть установлена благодаря его же лицу. Сейчас из-за невидимых махинаций в интернете неизвестно, чьей жертвой вы стали: взрослого человека или подростка-хакера.

Как узнать, что вы попали в ловушку

Например, вам пришло уведомление о списании по карте. Чтобы всегда быть в курсе того, что происходит с личным счетом, активируйте функцию SMS/PUSH-оповещений или писем на электронную почту. Позвоните оператору, чтобы настроить функцию, или сделайте это самостоятельно через банковское приложение.

Однако будьте осторожны: мошенники часто используют похожие электронные адреса, как у банков. Например, вместо help@pb.ua — heelp@pb.ua. Это мелочь, на которую вы не обратите внимания. Поэтому если сотрудник банка просит какие-то специфические документы или что-то в этом роде, свяжитесь с финучреждением сами. Возьмите контакты со своей карты и позвоните, напишите в чате на сайте либо приложении. И еще раз напомним: никогда не сообщайте данные секретных кодов CVV и т. д. Операторам и другим сотрудникам не нужна такая информация — это акт мошенничества.

Операция уже прошла — что делать?

  • Для начала деактивируйте карту — в приложении, интернет-банкинге, чате, по телефону или в отделении. Таким образом, вы исключите все дальнейшие списания со счета. Сделайте это чем быстрее, тем лучше. У вас есть один день после уведомления о списании средств, чтобы предупредить банк.
  • Следующий шаг — заявление в банк о несогласии. Способов подать его несколько: через горячую линию, чат или электронную почту. Уточните в своем банке, какие есть опции. После подачи банк проведет проверку. Ваши шансы вернуть деньги значительно выше, если вы сообщили банку о случившемся в течение суток, и если вы не нарушили правила безопасности (не сообщили CVV, пин-код, номер карты и прочее). Сохраните доказательства, что заявление приняли. В качестве подтверждения — SMS с номером документа, письмо на почте или PDF-файл. Если писали вручную в отделении, попросите копию с пометкой о принятии.
  • Сообщите в полицию. Не ожидайте действий банка и напишите заявление в полицию об акте мошенничества со стороны третьих лиц. Контролируйте ход следствия и контактируйте с правоохранительными органами. Уточните у банка, не доступен ли им номер карты получателя. Если да, вы сможете ускорить процесс, передав информацию следователю. При списании крупной суммы обратитесь к юристу. Он поможет правильно составить заявление в полицию и будет контролировать процесс самостоятельно. Вероятность, что о вас забудут, значительно снизится.
  • Ожидайте. Банку понадобится 30-60 дней, чтобы рассмотреть заявление. Если списание прошло через платежную систему, срок может увеличиться. В любом случае банк обязан предоставлять промежуточною информацию.

Шансы вернуть деньги, если потерпевший сам нарушил правила безопасности

Это возможно, но вероятность маленькая — 2/10. Преступников проще найти и заставить вернуть средства, если это лица, которые физически досягаемы. Например, сосед, сожитель, знакомый. Еще один вариант — злоумышленник воспользовался картой в банкомате, где есть камеры. В этом случае возбуждается уголовное дело по статье кражи.

Если деньги сняли неизвестные личности, более того — через интернет — вероятность найти их практически нулевая. Отследить цепочку переводов очень сложно. Получатель может находиться в другой стране, а значит, и в другой юрисдикции.

Если злоумышленника находят, и он предстает перед судом, как правило, потерпевшему возвращают деньги и выплачивают компенсацию. Для пойманного вора это даже выгодно — наказание могут смягчить, а иногда удается избежать и судимости. Не ожидайте крупных сумм от компенсации, максимум — 50 тысяч гривен.

Как обезопасить себя

Банки постоянно развивают области безопасности, совершенствуют антифрод-системы и идентификацию клиента. У каждого финучреждения свои методы. Например, monobank не позволяет иметь приложение для одной и той же карты на двух смартфонах одновременно.

Есть особые системы, которые опознают пользователя по пальцам. Они запоминают скорость и манеру печати клиента, наиболее используемые комбинации клавиш, силу нажатия и прочее. Если что-то отклоняется от нормы, это фиксируется, и при попытке списания денег потребуются дополнительные этапы подтверждения личности — звонок или сообщение и пр.

  • Защитите карту и соблюдайте правила безопасности. Никому не сообщайте свои данные.
  • Как можно быстрее деактивируйте карту, если увидели внезапное списание средств.
  • Наймите юриста, если потребуется.
utm_Campaign
Cумма:
грн
-
+
Срок:
дней
-
+
Cумма
Проценты

Сумма погашения

ПОЛУЧИТЬ ДЕНЬГИ